Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 N 15АП-10041/2010 по делу N А53-11700/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за несодержание перечня изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в программе производственного контроля общества, непредусмотрение мероприятий по выполнению контроля за соблюдением требований законодательства по обеспечению системами отопления допустимых условий микроклимата в жилых помещениях.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 г. N 15АП-10041/2010

Дело N А53-11700/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация ЖКХ-А“: Матюнина В.М., директора, паспорт, приказ о приеме на работу от 18 сентября 2007 года N 133; Гуровой В.В., представителя по доверенность N 48 от 12 октября 2010 года, выдана сроком на один год, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация ЖКХ-А“

на решение Арбитражного
суда Ростовской области

от 06 августа 2010 года делу N А53-11700/2010,

принятое судьей Комурджиевой И.П.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Управляющая организация ЖКХ-А“

к заинтересованному лицу - территориальному органу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах

о признании незаконным и подлежащем отмене постановления от 01 апреля 2010 года N 78 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Управляющая организация ЖКХ-А“ (далее - заявитель, общество, ООО Управляющая организация ЖКХ-А“) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к территориальному органу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах (далее - управление, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, административный орган) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 01 апреля 2010 года N 78, которым общество привлечено к ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Заявитель указал на нарушения при внеплановой проверке, а именно: в требование документов, не относящихся к ее предмету, а также проведение проверки без согласования с органом прокуратуры. Кроме того, в связи с поздним получением копии акта, составленного по результатам проверки, предписания и постановления общество было лишено возможности представить мотивированные возражения на них. Представленная в административный орган программа производственного контроля соответствует деятельности общества и предъявляемым к ней требованиям законодательства.

Решением суда от 06 августа 2010 года в
удовлетворении требований ООО “Управляющая организация ЖКХ-А“ отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения и вины общества в его совершении; процедуру привлечения к ответственности суд счел соблюденной.

Не согласившись с указанными выводами, общество с ограниченной ответственностью “Управляющая организация ЖКХ-А“ обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована следующим:

- внеплановая проверка в отношении общества проведена с нарушением требований, установленных к ее проведению статьями 11, 14 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля“;

- общество представляет коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307;

- общество ведет учет жалоб потребителей на режим и качество предоставляемых коммунальных услуг, также осуществляет самостоятельный контроль качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям;

- представленная обществом программа производственного контроля соответствует деятельности, осуществляемой обществом, и нормам законодательства, к ней предъявляемой;

- Санитарные правила и нормы - СП 1.1.1058-01 не распространяют свое действие на осуществляемый обществом вид деятельности.

Управление Роспотребнадзора по Ростовской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании директор общества и его представитель по доверенности огласили доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

Административный орган представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем у суда имеется почтовое уведомление N 344002 29 50914
3, 344002 29 50915 0; ходатайствовал об отложении судебного заседания по причине болезни лица, осуществляющего правовое сопровождение.

Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, ввиду того, что болезнь лица, ведущего юридическое сопровождение, и отсутствие в штате административного органа специалиста, способного обеспечить представление интересов управления в судебном заседании, является неуважительной причиной для отложения судебного разбирательства, поскольку относится к внутренним организационным вопросам государственного органа. Представленных в материалы дела доказательств достаточно для рассмотрения апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.

В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12 февраля 2010 года в адрес административного органа поступило обращение гражданки Висящевой Л.В. о нарушении прав потребителя, связанных с представлением некачественных услуг теплоснабжения в ее квартире N 135 по улице Макаровского, дом 88 в городе Азове Ростовской области.

01 марта 2010 года начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области вынесено распоряжение N 450033 о проведении внеплановой документарной проверки общества.

11 марта 2010 года в адрес общества направлен запрос о предоставлении документации по поступившему заявлению.

При анализе документов, поступивших от заявителя, административным органом установлено, что программа производственного контроля, утвержденная директором общества 01 января 2010 года, не содержит перечень официально изданных санитарных правил,
методов и методик контроля факторов среды обитания. В программе не предусмотрены мероприятия по выполнению производственного контроля за соблюдением требований пункта 4.1. Санитарных правил - СанПиН 2.1.2.1002-00 “Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям“ по обеспечению системами отопления допустимых условий микроклимата в жилых помещениях с целью обеспечения безопасности (безвредности) для человека среды его обитания. Документы, свидетельствующие о выполнении программы производственного контроля, не представлены.

26 марта 2010 года по результатам проверки составлен акт проверки N 450033.

29 марта 2010 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 71 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.

01 апреля 2010 года начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области вынесено постановление N 78, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием о признании его незаконным и подлежащим отмене.

Частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое
решение в полном объеме.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины общества в его совершении.

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции от 09 марта 2010 года, действовавшей на момент проведения проверки).

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Законе N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания (в редакции от 30 декабря 2008 года, действовавшей на момент проведения проверки).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ
и услуг.

Пунктами 2, 3 статьи 32 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Порядок организации и проведения производственного контроля установлен Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 “Общие вопросы организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий“, утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N 18 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 октября 2001 года N 3000) (далее - СП 1.1.1058-01).

Согласно пункту 2.2 СП 1.1.1058-01 целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

В соответствии с пунктом 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Пунктом 2.4 СП 1.1.1058-01 предусмотрено, что производственный контроль включает наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием
и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством и т.д.

Пункт 2.6 СП 1.1.1058-01 раскрывает понятие программы производственного контроля.

Так, согласно указанному пункту программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих Санитарных правил без ограничения срока действия.

В соответствии с пунктом 5.1 СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля необходимо приостановить либо прекратить деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению; информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил; принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Из приведенных норм в системной их связи следует, что производственный контроль - это ряд мероприятий, осуществляемых индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом или уполномоченными ими лицами, направленных на обеспечение безопасности условий труда в процессе производства. Производственный контроль носит внутренний характер и распространяется на объекты (здания, помещения, транспорт), задействованные в производственном
процессе и условия труда работников предприятия.

Из акта проверки от 26 марта 2010 года N 450033, протокола об административном правонарушении N 71 от 29 марта 2010 года, постановления по делу об административном правонарушении N 78 от 01 апреля 2010 года следует, что выявленное административным органом правонарушение выразилось в несоблюдении обществом требования Санитарных правил - СанПиН 2.1.2.1002-00 “Санитарно-эпидемиологических требований к жилым зданиям и помещениям“ при выполнении работ по содержанию общего имущества (в том числе системы отопления) при предоставлении коммунальных услуг (в том числе услуг отопления) в многоквартирных домах, находящихся под его управлением.

Следовательно, фактически имело место установление факта предоставления третьему лицу (потребителю) коммунальной услуги ненадлежащего качества, что не имеет отношения к производственному контролю в обществе с ограниченной ответственностью “Управляющая организация ЖКХ-А“.

Таким образом, вменяемые в вину общества нарушения события правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 КоАП РФ, не образуют.

Согласно части 2 статьи 211 АПК в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, в связи с неправильным применением норм материального права, суд апелляционной инстанции полагает подлежащим отмене решение суда первой инстанции от 06 августа 2010 года с вынесением нового решения о признании незаконным и подлежащим отмене постановления
Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 01 апреля 2010 года N 78.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о судебных расходах судом апелляционной инстанции не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 августа 2010 года по делу N А53-11700/2010 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 01 апреля 2010 года N 78.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.ИВАНОВА

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

Н.Н.СМОТРОВА