Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 N 15АП-11106/2010 по делу N А32-12402/2010 По делу о признании незаконными отказов в государственной регистрации права хозяйственного ведения.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2010 г. N 15АП-11106/2010

Дело N А32-12402/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Авдониной О.Г.,

судей Глазуновой И.Н., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,

при участии:

от заявителя: руководителя Ивашкова Г.И.,

от заинтересованного лица: представителя Блинова Е.Е. по доверенности N 436 от 09.07.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 06 августа 2010 года по делу N А32-12402/2010

по заявлению федерального государственного унитарного предприятия “Темрюкская региональная контрольно-эксплуатационная станция“

к
заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

о признании незаконными отказов в государственной регистрации права хозяйственного ведения,

принятое в составе Пристяжнюка А.Г.,

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “Темрюкская региональная контрольно-эксплуатационная станция“ (далее - заявитель, ФГУП “Темрюкская РКЭС“) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными отказов Темрюкского отдела Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление, регистрационная служба) N 44/050/2009-713 от 22.01.2010 и N 44/050/2009-714 от 22.01.2010 и обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Карла Либкнехта, 2а: на здание контрольно-эксплуатационной станции (лит. А) площадью 389,7 кв. м и уборную (лит. Г) площадью 6,4 кв. м.

Заявленные требования мотивированы тем, что ранее Темрюкская РКЭС являлась структурным подразделением СНПО “Краснодарберегозащита“. Для целей осуществления своей деятельности 29.12.1991 Темрюкской РКЭС приобретено административное здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Карла Либкнехта, 2а. 15.01.1993 Темрюкская КРЭС зарегистрирована как самостоятельное государственное предприятие, 14.04.2005 предприятие было реорганизовано в ФГУП “Темрюкская РКЭС“. Заявленные к регистрации объекты принадлежат на праве собственности Российской Федерации, находятся у заявителя на праве хозяйственного ведения. Отказ регистрационной службы в регистрации титула права хозяйственного ведения ФГУП “Темрюкская РКЭС“ является незаконным.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2010 обжалуемые отказы признаны незаконными, суд обязал регистрационную службу зарегистрировать право хозяйственного ведения ФГУП “Темрюкская РКЭС“ на здание контрольно-эксплуатационной станции (лит. А) площадью 389,7 кв. м и уборную (лит. Г) площадью 6,4 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк,
ул. Карла Либкнехта, 2а.

Суд указал, что здание контрольно-эксплуатационной станции и уборная находятся в фактическом владении заявителя, право хозяйственного ведения на объекты возникло у него с момента передачи имущества. Отказ в регистрации заявленных прав является необоснованным, так как заявителем был представлен весь необходимый для осуществления регистрационных действий пакет документов.

Управление обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и вынести решение об отказе заявителю в удовлетворении его требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указало следующее:

- заявителем на регистрацию не было представлено решение собственника о закреплении имущества за предприятием. Представленная выписка из реестра федерального имущества не заменяет решение собственника о закреплении имущества, в связи с чем, не является документом-основанием для государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество,

- положения статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации к сложившимся отношениям судом применены необоснованно,

- договор купли-продажи от 19.11.1991 и акт передачи от 17.12.1991 не содержат индивидуализирующие признаки передаваемых объектов. Указанные документы подтверждают передачу имущества не заявителю, а СНПО “Краснодарберегозащита“. Согласно приказу СНПО “Краснодарберегозащита“ от 18.06.1991 Темрюкская РКЭС была создана как структурное подразделение и в силу положений Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ не могла быть надела правом хозяйственного ведения на имущество, поэтому акт о приеме-передаче основных средств N 1 от 29.12.1991 не является документом, на основании которого у ФГУП “Темрюкская РКЭС“ возникает право хозяйственного ведения.

ФГУП “Темрюкская РКЭС“ в отзыве доводы апелляционной жалобы не признало. Указало, что Темрюкская РКЭС приобрела статус юридического лица с момента принятия исполнительным комитетом Темрюкского районного Совета народных депутатов решения N 228 от 02.07.1991 о
ее регистрации. Приобретенное имущество было принято и поставлено на учет именно Темрюкской РКЭС.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель ФГУП “Темрюкская РКЭС“ доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФГУП “Темрюкская РКЭС“ 03.12.2009 обратилось в Темрюкский отдел Управления с заявлением о проведении государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание контрольно-эксплуатационной станции (лит. А) площадью 389,7 кв. м и уборную (лит. Г) площадью 6,4 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Карла Либкнехта, 2а.

На регистрацию заявителем представлены: заявление о государственной регистрации от 03.12.2009, платежные поручения об уплате государственной пошлины N 81 от 24.07.2009 и N 116 от 30.11.2009, распоряжение N 1155-р от 15.10.2009 и выписка из реестра федерального имущества N 15382 от 17.11.2009 на здание контрольно-эксплуатационной станции с пристройкой и здание уборной (л.д. 73 - 82, 97 - 106 том 1).

Ранее при первичном обращении за регистрацией права на указанные объекты (01.09.2009) заявителем регистрационной службе были представлены: правоустанавливающие документы о регистрации юридического лица, акт передачи основных средств от 17.12.1991, акт о приеме-передаче основных средств N 1 от 29.12.1991, договор купли-продажи от 19.11.1991 (л.д. 109, 119 том 1).

Уведомлением от 11.12.2009 государственный регистратор сообщил заявителю о приостановлении процедуры регистрации до 11.12.2009 по основанию не представления документов, содержащих описание недвижимого имущества и вида регистрируемого права (правоустанавливающих
документов) (л.д. 71 - 72, 95 - 96 том 1).

22.01.2010 регистратором вынесены решения N 44/050/2009-713 и N 44/050/2009-714 об отказе в государственной регистрации заявленных прав со ссылкой на статью 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации прав).

Государственный регистратор указал, что представленный на государственную регистрацию акт о приеме и передаче основных средств N 1 от 29.12.1991 не является правоустанавливающим документом, подтверждающим передачу имущества ФГУП “Темрюкская РКЭС“, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.11.2009 юридическое лицо образовалось 15.01.1993 (л. д. 69 - 70, 93 - 94 том 1).

ФГУП “Темрюкская РКЭС“, полагая необоснованным отказ в регистрации заявленных прав, обратилось с заявлением по настоящему делу.

В силу статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В качестве основания возникновения права хозяйственного ведения на заявленные к регистрации объекты ФГУП “Темрюкская РКЭС“ указывает договор купли-продажи основных средств от 19.11.1991, подписанный между хозрасчетным отделом капитального строительства Темрюкского райисполкома и СНПО “Краснодарберегозащита“, акт от 17.12.1991 о передаче
имущества от ХОКС СНПО “Краснодарберегозащита“, акт N 1 от 29.12.1991 о приемке и передаче основных средств.

Согласно договору купли-продажи от 19.11.1991 ХОКС Темрюкского райисполкома передал, а СНПО “Краснодарберегозащита“ приобрело здание конторы. На основании указанного договора 29.12.1991 был подписан акт от 17.12.1991, согласно которому ХОКС передал, а СНПО “Краснодарберегозащита“ приняло административное здание (л.д. 113, 115 том 1). 29.12.1991 Темрюкской РКЭС был составлен акт N 1 о приемке и передаче основных средств и постановке на баланс административного здания по ул. К.Либкнехта, 2а (л. д. 114 том 1).

Как следует из материалов дела, Темрюкское РКЭС создано на основании приказа СНПО “Краснодарберегозащита“ от 18.06.1991 N 105 в качестве структурного подразделения объединения с правом ведения самостоятельного баланса и зарегистрировано решением исполнительного комитета Темрюкского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 02.07.1991 N 228. Пунктом 6 Положения о Темрюкской РКЭС предусмотрено его наделение статусом юридического лица (л.д. 150 - 152 т. 1).

Согласно учредительному договору от 25.12.1992, СНПО “Краснодарберегозащита“ выступило учредителем государственного предприятия “Темрюкское РКЭС“, которое было зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 15.01.1993 N 46 (л. д. 144, 146 - 149 том 1).

Для обеспечения деятельности предприятия оно было наделено основными средствами стоимостью 2 117 тыс. руб. и оборотными средствами на сумму 5 тыс. руб. (статья 3 учредительного договора).

Согласно свидетельству серии 014183, выданному Министерством имущественных отношений Российской Федерации 25.06.2003, имущество, закрепленное за ГП Темрюкское РКЭС, было внесено в реестр федерального имущества за реестровым N 02301577 (л. д. 145 том 1).

11.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ФГУП “Темрюкская
РКЭС“ (л. д. 25 том 1).

Согласно уставу ФГУП “Темрюкская РКЭС“, утвержденному приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 14.04.2005 N 91, предприятие создано приказом СНПО “Краснодарберегозащита“ от 18.06.1991 N 105 и находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, функции собственника имущества предприятия осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральный орган по управлению государственным имуществом (пункт 1.4 устава).

Разделом 3 устава предприятия предусмотрено, что на момент утверждения устава чистые активы предприятия составляют 327 300 руб., включая недвижимое имущество, указанное в приложении N 1 к уставу. В приложении N 1 к уставу ФГУП “Темрюкская РКЭС“ (перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение, утвержден 25.03.2002 первым заместителем руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края) указано о передаче предприятию объектов, расположенных по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Карла Либкнехта, 2а, а именно: административного здания, состоящего из административного корпуса (лит. А), забора (лит. I), туалета (лит. Г), ворот (лит. II) (л.д. 23 том 1).

16.12.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации на здание контрольно-эксплуатационной станции (лит. А) площадью 392 кв. м и уборную (лит. Г) площадью 9 кв. м. Основанием регистрации права собственности явилась выписка из реестра федерального имущества N 155382 от 17.11.2009 (л.д. 42 - 43 том 1).

В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными
правовыми актами.

Как следует из совокупности представленных на регистрацию документов, на момент регистрации ФГУП “Темрюкский РКЭС“ спорное имущество уже находилось в фактическом владении предприятия (первоначально во владении правопредшественников - Темрюкского РКЭС, затем государственного предприятия “Темрюкское РКЭС“).

Факт наделения ФГУП “Темрюкское РКЭС“ спорным имуществом на праве хозяйственного ведения при его создании подтверждается положениями устава предприятия и приложением N 1 к уставу, которые были представлены в регистрационную службу. При наличии указанных документов, подтверждающих наделение предприятия имуществом, не требовалось принятия отдельного решения о передаче имущества в хозяйственное ведение и у государственного регистратора не имелось оснований требовать представления такого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Представленные на регистрацию документы являлись достаточными для регистрации права хозяйственного ведения ФГУП “Темрюкское РКЭС“ на заявленные им объекты. Своим отказом регистрационная служба нарушила требования Закона о государственной регистрации прав, что привело к нарушению прав и интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы, который освобожден от ее уплаты в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда краснодарского края от 06 августа 2010 года по делу N А32-12402/2010 оставить без изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

О.Г.АВДОНИНА

Судьи

И.Н.ГЛАЗУНОВА

М.Н.МАЛЫХИНА