Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 N 15АП-10675/2010 по делу N А32-4667/2010 По делу о признании незаконными действий таможни, выразившихся в принятии решения о корректировке таможенной стоимости товара, и об обязании таможни возвратить на расчетный счет излишне уплаченные денежные средства.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 г. N 15АП-10675/2010

Дело N А32-4667/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2010 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Л.А. Захаровой, И.Г. Винокур

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от ОАО “ВБД Напитки“: не явился, извещен надлежащим образом,

от Новороссийской таможни: не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 19 июля 2010 года по делу N А32-4667/2010,

принятое судьей Ивановой Н.В. по заявлению ОАО “Вимм-Билль-Данн Напитки“

к заинтересованному лицу - Новороссийской таможне

о признании незаконными действий по корректировке, обязании возвратить денежные
средства,

установил:

открытое акционерное общество “Вимм-Билль-Данн Напитки“ (далее - ОАО “ВБД Напитки“) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконными действий таможни, выразившихся в принятии решения о корректировке таможенной стоимости товара по ГТД N 10317090/030809/0003492, используя при расчете иной, чем первый метод расчета таможенной стоимости товара для целей исчисления и уплаты таможенных платежей при ввозе товара на территорию РФ; об обязании таможни возвратить на расчетный счет ОАО “ВБД Напитки“ излишне уплаченные денежные средства в размере 1 203 871,19 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).

Решением суда от 19 июля 2010 года, с учетом исправительного определения от 20.07.2010, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, поступивших по ГТД N 10317090/030809/0003492. Требование заявителя об обязании таможни возвратить 1203871,19 руб. излишне оплаченных денежных средств оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

В части удовлетворения заявленных требований решение мотивировано тем, что в подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости товара предприниматель представил все необходимые документы в соответствии с требованиями законодательства.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявителем документально не подтверждена таможенная стоимость товара. Также заявленная стоимость имеет низкий уровень согласно имеющейся у таможни ценовой информации, что является признаком, указывающим на возможную недостоверность сведений, заявленных декларантом.

В судебное заседание не явились представители общества и таможни,
извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. От ОАО “ВБД Напитки“ в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.

От Новороссийской таможни в суд также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя таможни.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 03 августа 2009 года в адрес ОАО “ВБД Напитки“ на основании внешнеэкономического контракта N 22 от 02.02.2009, заключенного с греческой компанией “Hellenic Juice Industry Konstantinos Dedes Aspis S.A.“, на территорию РФ ввезен товар: концентрированное персиковое пюре с содержанием сухих веществ 30 - 32 брикс, с содержанием естественного сахара около 29,45%, без добавления сахара, без содержания этилового спирта, изготовитель компанией “Hellenic Juice Industry Konstantinos Dedes Aspis S.A.“. Товар поставлен на условиях FOB-Салоники (Греция).

Ввезенный товар оформлен по ГТД N 10317090/030809/0003492 и задекларирован предпринимателем по первому методу определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами).

В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара предприниматель представил таможенному органу с грузовой таможенной декларацией пакет документов. В частности к ГТД были представлены: контракт N 22 от 02.02.2009, приложения N 1 от 03.02.2009, N 2 от 05.03.2009, N 3 от 08.06.2009, спецификация от 02.02.2009, паспорт сделки, коносаменты, инвойсы, СЭЗ, сертификат соответствия, карточка учета, акт экспертизы, генеральный полис страхования, письмо страховой компании, счет от 27.07.09, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, расчет таможенной стоимости, упаковочные листы,
экспортные декларации, пояснения по условиям продаж, ведомость банковского контроля, платежные поручения, выписка из лицевого счета и другие документы.

В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом признано, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем в адрес общества были направлены: запрос от о предоставлении дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, а именно: прайс-листа фирмы-изготовителя, бухгалтерские документы о цене товара и расходах, пояснений по полноте исполнений приложений к контракту и причины снижения цены на товар, калькуляция цены продажи с предоставлением данных о закупочной стоимости товара, расходах на приобретение и реализацию товара; информацию о конъюнктуре мирового рынка и др. Также в адрес общества таможней направлено уведомление об обеспечении уплаты таможенных платежей по расчету либо предоставлении запрашиваемых документов в соответствии с вышеуказанным запросом, и требование о необходимости корректировки таможенной стоимости товара, предоставления запрашиваемых документов либо осуществления обеспечения уплаты таможенных платежей.

ОАО “ВБД Напитки“ были представлены таможне дополнительно запрошенные документы, в том числе прайс-лист, пояснения по исполнению приложений к контракту с документами по оплате, статические Ф.И.О. мировых цен соковой продукции и др.

Новороссийская таможня не приняла заявленную ОАО “ВБД Напитки“ таможенную стоимость, мотивировав тем, что представленные документы имеют неточности и в недостаточной степени подтверждают заявленную таможенную стоимость.

В связи с отказом общества корректировать заявленную таможенную стоимость Новороссийская таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость товаров, ввезенных по ГТД N 10317090/030809/0003492 на основании третьего метода (по стоимости сделки с однородными товарами).

В связи с осуществленной корректировкой обществу таможней были доначислены таможенные платежи в сумме 1 203
871,19 руб., уплаченные обществом.

Считая незаконными действия Новороссийской таможни по корректировке заявленной в ГТД N 10317090/030809/0003492 таможенной стоимости, определенной первым методом, предприниматель обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии таможенному законодательству действий Новороссийской таможни по отказу обществу в определении таможенной стоимости товара первым методом.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 124 Таможенного кодекса
Российской Федерации декларирование товаров производится декларантом путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации. Представляемые сведения о товарах согласно части 4 пункта 3 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации должны включать в себя достоверные сведения о наименовании товара, его описании, классификационном коде товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, о наименовании страны происхождения, о наименовании страны отправления (назначения), описании упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количестве в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения, таможенной стоимости.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 323 Таможенного Кодекса РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В силу п. 5 ст. 323 Таможенного Кодекса РФ при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 г. N 5003-1 “О таможенном
тарифе“ определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем последовательного применения следующих методов: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода. Основным критерием для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона (то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, включая дополнительные начисления к ней, установленные ст. 19.1 Закона).

Таким образом, правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования основного метода заключается в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Пунктом 2 статьи 19 Закона РФ “О таможенном тарифе“ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товара: если существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (за исключением установленных данной статьей ограничений); продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными; участники сделки являются взаимосвязанными лицами (с учетом условий, предусмотренных данной статьей).

Из материалов дела следует, что основанием отказа Новороссийской таможней в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара.

Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, данный вывод таможенного органа опровергается материалами дела.

Перечень
документов, подлежащих представлению в обоснование применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости товара, утвержден Приказом ФТС России от 25.04.2007 г. N 536. В соответствии с положениями указанного Приказа обществом Новороссийской таможне был по ГТД представлен пакет документов (контракт, приложения, спецификация, коносаменты, инвойсы, паспорт сделки, ведомость банковского контроля, договор перевозки, упаковочные листы, сертификаты соответствия, СЭЗ и др.), из которых следует, что расчет таможенной стоимости товара произведен обществом на основании цены товара, фактически уплаченной продавцу.

Ведомостью банковского контроля, представленной ОАО “ВБД Напитки“, также подтверждается, что общество оплатило греческой фирме “Hellenic Juice Industry Konstantinos Dedes Aspis S.A.“ денежные средства за товар, поставленный по ГТД N 10317090/030809/0003492 в соответствии с суммами размера общей фактурной стоимости, указанными в графах N 22 вышеуказанных грузовых таможенных деклараций, и суммами, указанными в инвойсах компании.

Таким образом, принимая во внимание, что представленные обществом “ВБД Напитки“ в таможенный орган документы не содержат признаков недостоверности, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена, а потому основания для отказа в ее принятии у таможенного органа отсутствовали.

Положениями таможенного законодательства необходимость представления дополнительных документов обусловлена наличием признаков недостоверности заявленных сведений либо документальной неподтвержденностью таможенной стоимости. В настоящем случае, как указано ранее, обществом таможне были представлены все документы, относящиеся к обязательному и безусловному перечню документов, представляемых в целях подтверждения таможенной стоимости товара, определенной по цене сделки с ввозимым товаром.

Вместе с тем, исполняя запрос таможни, ОАО “ВБД Напитки“ представило таможне дополнительно запрошенные документы, в том числе статистическую информацию о ценах на сок на мировом рынке.

Таким образом, обществом “ВБД
Напитки“ были представлены таможенному органу все те документы, которые должны и могут у него находиться в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового контракта, а также обычаями делового оборота. Представленные декларантом документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара.

С учетом непредставления Новороссийской таможней доказательств недостоверности сведений, содержащихся в документах декларанта, апелляционная инстанция считает, что общество документально подтвердило достоверность заявленной при подаче спорной ГТД таможенной стоимости ввезенного товара, определенной первым методом. Новороссийской таможней доказательств обратного не представлено.

Судом апелляционной инстанции также не принимается во внимание ссылки таможни на то, что таможенная стоимость товара имеет низкий уровень.

В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара.

При этом довод таможенного органа о том, что заявленная таможенная стоимость товара имеет самый низкий уровень, согласно ценовой информации ФТС России, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости. Данное обстоятельство является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

С учетом изложенного Новороссийская таможня не доказала, что представленные обществом сведения о товаре не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. Оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела документов у суда не имеется.

Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к контракту, спорной поставке и представленными обществом для подтверждения таможенной стоимости
товаров, ввезенных по спорной ГТД, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не выявлено.

Не могут быть приняты судом и ссылки таможни на то, что цена товара зависит от соблюдения условий, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.

В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 года N 13643/04).

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Новороссийская таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, в связи с чем отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара является незаконным. Третий метод применен без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, т.е. с нарушением установленного Законом “О таможенном тарифе“ правила последовательного их применения.

Также судом первой инстанции правильно установлено, что при применении Новороссийской таможней третьего метода определения таможенной стоимости товара была использована ценовая информация на товар, не соответствующий ввезенному обществом “ВБД Напитки“ по ГТД N 10317090/030809/0003492.

Таким образом, действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10317090/030809/0003492 являются незаконными как не соответствующие таможенному законодательству и нарушающие права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Судом первой инстанции правильно оставлено без рассмотрения требование ОАО “ВБД Напитки“ об обязании Новороссийской таможни вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 1203871,19 рублей в связи с несоблюдением обществом установленного ст. 355 ТК РФ досудебного порядка урегулирования спора в виде обращения в таможенный орган с соответствующим заявлением.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение от 19.07.2010 (с учетом определения об исправлении опечатки от 20.07.2010). Основания для удовлетворения апелляционной жалобы таможни апелляционной инстанцией не установлены.

Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований ст. ст. 101, 110 АПК РФ и разъяснений Президиума ВАС РФ, изложенных в Письме от 13.03.2007 г. N 117, с таможенного органа взысканы в пользу ОАО “ВБД Напитки“ судебные расходы по уплаченной в бюджет государственной пошлине в размере 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 июля 2010 года по делу N А32-4667/2010, с учетом определения от 20 июля 2010 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

И.Г.ВИНОКУР