Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 N 15АП-9284/2010 по делу N А32-11954/2010 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по размещению отходов I - IV класса опасности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 г. N 15АП-9284/2010

Дело N А32-11954/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Иванова

при ведении протокола судебного заседания председательствующего

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности Бурсайловой В.С. (доверенность от 20.07.10 г. сроком действия 3 года)

от заинтересованного лица: представитель не явился (копия определения передана по факсу 20.09.10 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “РН-Краснодарнефтегаз“

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 20 мая 2010 г. по делу N А32-11954/2010

по заявлению Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору

к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью “РН-Краснодарнефтегаз“

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

принятое в составе судьи Ивановой Н.В.

установил:

Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “РН-Краснодарнефтегаз“ (далее - общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявление мотивировано тем, что общество осуществляет деятельность по размещению отходов производства с нарушением условий имеющейся у него лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - V класса опасности от 22.05.2009 г. N ОТ-00-0101158 (00).

Решением от 20.05.10 г. заявление управления удовлетворено, общество признано виновным в совершении вмененного ему в вину управлением правонарушения и привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Решение мотивировано тем, что общество осуществляет размещение отходов: конечный продукт обезвреживания нефтезагрязненных шламов методом микробиологического обезвреживания, конечный продукт обезвреживания нефтезагрязненных шламов методом латификации, металлическая тара из-под минеральных масел с нарушением лицензионных требований и условий.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать управлению в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему в вину правонарушения, так как общество не осуществляет предпринимательской деятельности по размещению отходов производства и потребления, за нарушения в ходе которой оно привлечено к административной
ответственности. Наличие у общества лицензии на этот вид предпринимательской деятельности и лимитов на размещение отходов не означает, что общество эту деятельность осуществляет.

Управление в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, сославшись на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом. В связи с изложенным и руководствуясь ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу общества в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель управления возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на законность решения суда. Пояснила, что общество размещает отходы собственного производства. Доказательств того, что общество за плату размещает отходы производства и потребления иных организаций, у управления не имеется. Доказательством осуществления обществом лицензируемого вида деятельности по размещению отходов является наличие у общества лицензии на этот вид деятельности и лимитов их размещения, а также наличие этих отходов на производственной территории общества.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.05.09 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обществу была выдана лицензия N ОТ-00-0101158 (00) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком действия до 22.05.14 г. (л.д. 48
- 55)

В период с 08.03.10 г. 28.03.10 г. в отношении общества на основании Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 54 от 04.02.2010 г. управлением была проведена комплексная проверка, результаты которой оформлены актом проверки N 01-К-11 от 30.03.10 г. (л.д. 11 - 45).

В ходе этой проверки управлением было обнаружено, что общество осуществляет размещение отходов I - IV класса опасности (конечный продукт обезвреживания нефтезагрязненных шламов методом микробиологического обезвреживания, конечный продукт обезвреживания нефтезагрязненных шламов методом латификации, металлическая тара из-под минеральных масел) в отсутствие паспортов отходов I - IV класса, что зафиксировано в акте проверки от 30.03.10 г. N 01-К-11.

30.03.10 г. управлением в отношении общества по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении N 211-Р/1, в котором выявленное нарушение было квалифицировано по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление обществом предпринимательской деятельности по размещению отходов производства с нарушением условий выданной ему лицензии N ОТ-00-0101158 (00) от 22.05.09 г. (л.д. 8 - 10).

27.04.10 г. управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества за совершение указанного правонарушения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Повторно рассмотрев данное заявление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оно не подлежало удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает,
имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Исходя из конструкции диспозиции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, объективная сторона этого административного правонарушения выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Квалифицирующим признаком объективной стороны данного административного правонарушения является осуществление субъектом правонарушения именно предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что общество на момент проверки осуществляло предпринимательскую деятельность по размещению на своей территории отходов I - IV класса опасности (конечного продукта обезвреживания нефтезагрязненных шламов методом микробиологического обезвреживания, конечного продукта обезвреживания нефтезагрязненных шламов методом латификации, металлической тары из-под минеральных масел).

Повторно изучив представленные управлением в материалы дела доказательства этого факта, суд апелляционной инстанции установил, что в деле такие доказательства отсутствуют.

В частности, как следует из акта проверки, отходы, нарушения в отношении которых вменяются в вину
обществу, фактически на территории общества обнаружены не были; вывод об их наличии сделан управлением на основании выданных обществу лимитов на размещение этих отходов (л.д. 41, 64, 68, 72, 75, 82, 87, 90, 91, 98). Из этих обстоятельств также следует, что данные отходы являются отходами производственной деятельности общества.

Доказательств извлечения обществом прибыли от непосредственно этой деятельности по размещению отходов собственного производства управлением в материалы дела не представлено.

Не представлено доказательств и того, что общество извлекает прибыль путем оказания услуг по размещению названого вида отходов иным организациям.

Управлением также не представлено доказательств осуществления обществом именно деятельности по размещению отходов в том смысле, который придается этому виду деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, согласно которому размещение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (хранение отходов), либо изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (захоронение отходов).

Таким образом, в квалифицированном управлении в качестве противоправного деянии общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. п. 1, 6 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе при отсутствии события административного правонарушения и при отсутствии
состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах не имелось оснований для удовлетворения заявления управления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В связи с этим решение суда первой инстанции, которым это заявление удовлетворено, подлежит отмене. Заявление управления отклоняется. Апелляционная жалоба общества удовлетворяется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.10 г. отменить. Отказать Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в удовлетворении заявления о привлечении ООО “РН-Краснодарнефтегаз“ к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.СМОТРОВА

Судьи

Т.Г.ГУДЕНИЦА

Н.Н.ИВАНОВА