Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 N 15АП-8716/2010 по делу N А32-13857/2010 По делу об отмене постановления государственного органа о привлечении к ответственности по статье 15.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 г. N 15АП-8716/2010

Дело N А32-13857/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Золотухиной С.И., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью “Дельта-Групп“: Овчинниковой Н.С., паспорт, доверенность исх. N 8 от 14 сентября 2010 года, Золотаревой В.А., паспорт, доверенность N 1 от 28 апреля 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Дельта-Групп“

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 06.07.2010 г. по делу N А32-13857/2010,

принятое судьей Шкира Д.М.

по заявлению общества с
ограниченной ответственностью “Дельта-Групп“

к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Дельта-Групп“ (далее - общество, ООО “Дельта-Групп“) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - Управление, МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29 апреля 2010 года N 05-10/127 о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что материалами проверки не подтверждается, что общество, несмотря на указание в уставе возможности осуществления риэлтерской деятельности, фактически ее осуществляло. Следовательно, на общество не распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ от 07 августа 2001 года и оно не обязано в своей работе использовать перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 18, проводить программу обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, составлять план-график обучения на 2009 - 2010 год, проводить соответствующие инструктажи, квалификационные требования к руководителю не должны применяться. Таким образом, действия общества не отвечают критериям противоправности, в них отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Решением суда от 06 июля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно уставу общества его
основной деятельностью является риэлтерская деятельность, следовательно, на него распространяются требования Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“. Материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт несоблюдения обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ. Кроме того, суд первой инстанции указал, что общество на момент проведения проверки стояло на учете в МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу, что также подтверждает возложение на него обязанности по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Процедуру привлечения к административной ответственности суд счел соблюденной.

Не согласившись с указанными выводами, общество с ограниченной ответственностью “Дельта-Групп“ обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило его отменить, признать незаконным и отменить постановление N 05-10/127 от 29 апреля 2010 года Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Дельта-Групп“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о фактическом осуществлении деятельности, на которую распространяются требования Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление указало, что уставом общества, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что одним из видов деятельности общества
является риэлтерская деятельность. Кроме того, общество поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу, а его руководитель назначен в качестве лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля совершения денежных операций. Следовательно, общество признало себя субъектом, на который распространяет свое действие Федеральный закон от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“ и взяло на себя обязанность по его исполнению. Факт совершения и вина общества подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена в полном объеме.

В судебном заседании представители общества огласили доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Управление представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о чем у суда имеется почтовое уведомление N 344002 28 51674 6.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителя Управления.

В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 06 апреля 2010 года N 5/н административным органом была проведена проверка общества, расположенного по адресу: город Ейск, улица Армавирская, 45, по вопросу соблюдения Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию
терроризма“.

В ходе проверки составлен акт проверки, которым установлено, что обществом нарушены сроки постановки на учет, предусмотренные законодательством, обществом пропущен срок на разработку и утверждение правил внутреннего контроля и согласования в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО; “Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности“ не используется; специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не соответствует квалификационным требованиям, предусмотренными законодательством; в обществе не проводится обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программа обучения, планы-графики на 2009 год и 2010 год не разработаны, инструктажи сотрудников не проводятся; операции подлежащие обязательному контролю в Росфинмониторинг не направляются или направляются с нарушением установленных законом сроков.

По результатам указанной проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 15 апреля 2010 года.

Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 29 апреля 2010 года N 05-10/127 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании его незаконным и подлежащим отмене.

Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли
установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности события и вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции полагает указанный вывод ошибочным в силу следующего.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее - Закон N 115-ФЗ) установлено, что порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации,
порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В исполнение указанных положений закона приняты постановления Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Согласно пункту 3 указанного выше Положения постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 27 утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом.

Пунктом 6 Положения установлено, что перечень, а также вносимые в него изменения доводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем составления перечня (внесения изменений), в виде информационных писем (на бумажном носителе или в электронном виде) до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе через соответствующие надзорные органы в соответствии с их компетенцией и в порядке, согласованном с ними.

При постановке в органах Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу организациям представляется код доступа к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеется сведения об их участии в экстремисткой деятельности.

Указанный перечень подлежит обязательному использованию при осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей “Экономика и управление“, либо по специальности “Юриспруденция“, относящейся к группе специальностей “Гуманитарные и социальные науки“, подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма; б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

В соответствии с пунктом 3 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01 ноября 2008 года N 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно пункту 2 выше указанного Приказа руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

Данным приказом также утверждены формы обучения и периодичность их проведения.

Изложенные выше нормы права подлежат неукоснительному исполнению, поскольку направлены на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Между тем, необходимо учитывать, что положения Закона N 115-ФЗ распространяются на организации, занимающейся определенной этим же законом финансово-хозяйственной деятельностью.

Согласно статье 5 Закон N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Применительно к обстоятельствам данного дела, для распространения на финансово-хозяйственную деятельность ООО “Дельта-Групп“, положений Закона N 115-ФЗ необходимо наличие неопровержимых доказательств, свидетельствующих о том, что общество реально осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

При этом согласно части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу.

Согласно части 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела, а именно акта проверки N 51 (т. 1 л.д. 5-10), протокола об административном правонарушении N 05-10/127 (т. 1 л.д. 11-14) следует, что вывод об осуществлении ООО “Дельта-Групп“ деятельности по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества сделан на основании Устава общества. Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что данная деятельность фактически обществом осуществлялась, в материалы дела административным органом не представлено. Следовательно, вывод административного органа об установлении факта несоблюдении обществом положений Закона N 115-ФЗ, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ, является недоказанным, поскольку не подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Тот факт, что общество встало на учет в Управлении Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу, не является достаточным для установления события административного правонарушения, поскольку субъектом правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются, как следует из диспозиции указанной нормы, лица, осуществляющие подконтрольные операции с денежными средствами и иным имуществом.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, и признании незаконным и подлежащим отмен постановления МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу от 29 апреля 2010 N 05-10/127.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о государственной пошлине не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06 июля 2010 года по делу N А32-13857/2010 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу от 29 апреля 2010 N 05-10/127.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.ИВАНОВА

Судьи

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Н.Н.СМОТРОВА